Горьковская железная дорога — железнодорожная компания, филиал ОАО «РЖД», управляет железнодорожной инфраструктурой на территории Нижегородской, Владимирской, Московской, Кировской, Рязанской областей и республик: Мордовия, Чувашия, Удмуртия, Татарстан, Марий Эл. Линия Агрыз — Солдатка проходит по территории Республики Башкортостан, Пермского края и Свердловской области; станция Сусоловка расположена на территории Вологодской области. Управление дороги находится в Нижнем Новгороде. Дорога награждена орденом Трудового Красного Знамени (1971).
Дорога образована в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР № 406 от 6 мая 1961 года. В состав дороги вошли участки Горьковской и Казанской железных дорог, которые в свою очередь были сформированы из Московско-Нижегородской, Московско-Казанской, Вятско-Двинской железных дорог.
Общая протяженность главных железнодорожных путей — 7987 км. Общая развернутая длина путей — 12 066,4 км
Предпосылкой для появления двух новых магистралей стало открытие в 1935 году в Горьком моста через Волгу, сортировочной станции и нового локомотивного депо, что позволило на 59 км сократить путь из центра страны на Урал по сравнению с линией через Ярославль и Буй. Работу новой линии обеспечивали технические возможности реконструированного узла в Горьком.
14 мая 1936 года приказом наркома путей сообщения на территории Горьковского, Кировского и Северного краёв, а также Московской и Ивановской областей была создана новая дорога с административным центром в Горьком. Основой горьковской дороги стали линии Московско-Курской и Северной дорог. Главный ход Москва — Горький-Московский — Киров имел длину 890 км. Длина других крупных участков составляла:
Киров - Котлас — 383 км,
Владимир - Рязань — 200 км,
Ковров - Муром — 112 км.
Общая протяжённость широкой колеи составляла 2059 км, в том числе 326 — двухпутная линия и 117 км узкой колеи. Границами дороги стали: Москва-Товарная, Новки II, Свеча, Котлас, Лянгасово, Киров, Муром II, Окатово.
В 1937 году на станции Горький-Сортировочный начала работать механизированная горка. В 1936—1938 годах были проложены две ведомственные ветки, которые спустя три десятилетия были включены в состав дороги: Сухобезводное - Лапшанга и Ильино - Фролищи.
Нижняя Тура и Свердловская область: Екатеринбург, Нижний Тагил, Каменск-Уральский, Первоуральск, Серов, Новоуральск, Асбест, Полевской, Ревда, Краснотурьинск, Верхняя Пышма, Берёзовский, Лесной, Верхняя Салда, Качканар, Красноуфимск, Ирбит, Алапаевск,Реж , Тавда, Сухой Лог, Артёмовский, Богданович, Кушва, Североуральск, Карпинск, Камышлов, Заречный, Красноуральск, Невьянск, Нижняя Тура, Кировград, Сысерть, Среднеуральск, Туринск, Ивдель, Нижняя Салда, Рефтинский, Талица, Дегтярск, Арамиль и др).
Статья 12. Требования к складам нефти и нефтепродуктов
6. Расстояния, указанные в таблице 6, определяются:между зданиями, сооружениями и строениями — как расстояние в свету между наружными сте-нами или конструкциями зданий, сооружений и строений;от сливоналивных устройств — от оси железнодорожного пути со сливоналивными эстака-дами;от площадок (открытых и под навесами) для сливоналивных устройств автомобильных цистерн, для насосов, тары — от границ этих площадок;от технологических эстакад и трубопроводов — от крайнего трубопровода;от факельных установок — от ствола факела.
7. При размещении складов для хранения нефти и нефтепродуктов в лесных массивах, если их строительство связано с вырубкой леса, расстояние до лесного массива хвойных пород допускается уменьшать в два раза, при этом вдоль границы лесного массива вокруг складов должна предусма-триваться вспаханная полоса земли шириной не менее 5 метров.
8. Расстояния от зданий, сооружений, строений и наружных установок складов нефти и нефте-продуктов до участков открытого залегания торфа допускается уменьшать в два раза от расстояния, указанного в таблице 6, при условии засыпки открытого залегания торфа слоем земли толщиной не менее 0,5 метра в пределах половины расстояния от зданий, сооружений и строений складов нефти и нефтепродуктов.
9. Расстояние от наземных резервуаров для нефти и нефтепродуктов до зданий, сооружений, строений и наружных установок склада следует принимать по таблице 7. Таблица 7
Здания, сооружения и наружные установки склада |
Расстояния, м, от наземныхрезервуаров складов категории |
||||
I | II | IIIа | IIIб | IIIв | |
1 Сливоналивные устройства: | |||||
а) для морских и речных судов (сливоналивные причалы и пирсы) | 75 | 50 | 50 | 50 | 50 |
б) для железнодорожных (железнодорожные сливоналивные эстакады) и автомо-бильных цистерн |
30 | 20 | 20 | 20 | 20 |
2 Продуктовые насосные станции (насосные цехи), здания и технологические площадки для узлов задвижек продуктовых насосных станций, узлы учета и замера, разливочные, расфасовочные, канализационные насосные станции неочищенных нефтесодержащих сточных вод |
30 | 15 | 15 | 15 | 10 |
3 Складские здания для нефтепродуктов в таре, площадки для хранения нефтепродук-тов в таре и для хранения тары (бывшей в употреблении или чистой горючей), здания и площадки пунктов сбора отработанных нефтепродуктов |
30 | 20 | 20 | 20 | 15 |
4 Водопроводные (питьевого назначения) и противопожарные насосные станции, по-жарные посты и помещения хранения противопожарного оборудования и огнегасящих средств, противопожарные резервуары или водоемы (до водозаборных колодцев или места забора воды) |
40 | 40 | 40 | 40 | 30 |
5 Канализационные очистные сооружения производственных сточных вод (с нефтью и нефтепродуктами): |
|||||
а) пруды-отстойники, шламонакопители; закрытые нефтеловушки, флотационные установки вне здания (площадью зеркала 400 м2 и более), буферные резервуары и резервуары-отстойники объемом 700 м3 и более |
30 | 30 | 30 | 30 | 20 |
б) флотационные установки и фильтры в зданиях, закрытые нефтеловушки (площа-дью зеркала менее 400 м2), буферные резервуары и резервуары-отстойники объемом менее 700 м3, установки по отмывке осадка, включая резервуары-шламосборники и озонаторные установки |
15 | 15 | 15 | 15 | 10 |
в) пруды-испарители | 24 | 24 | 18 | 15 | 15 |
6 Здания, сооружения и наружные установки с производственными процессами с при-менением открытого огня (печи для разогрева нефти, котельные, процессы сварки и т.п.), топливораздаточные колонки топливозаправочного пункта, гаражи и помещения техниче-ского обслуживания автомобилей от резервуаров склада: |
|||||
а) с легковоспламеняющимися нефтью и нефтепродуктами | 60 | 40 | 40 | 40 | 30 |
б) с горючими нефтью и нефтепродуктами | 60 | 30 | 30 | 30 | 24 |
7 Здания пожарных депо (без жилых помещений), административные и бытовые здания | 40 | 40 | 40 | 40 | 30 |
8 Сооружения категорий А и Б и/или наружные установки категорий АН и БН на цен-тральных пунктах сбора нефтяных месторождений (установки подготовки нефти, газа и воды, предварительного сброса пластовой воды) |
40 | 40 | 40 | 40 | 24 |
9 Узлы пуска или приема очистных устройств | 30 | 30 | 30 | 30 | 30 |
10 Край проезжей части внутренних автомобильных дорог и проездов | 15 | 15 | 9 | 9 | 9 |
11 Прочие здания, сооружения и наружные установки склада | 20 | 20 | 20 | 20 | 20 |